Вторник, 29.09.2020
 
Меню сайта
Категории каталога
Лабрадор [13]Ветеринария [3]воспитание и дрессировка [9]статьи о ретриверах [1]
другие собаки [0]общее [1]Генетика и принципы разведения [9]
Мини-чат
Наш опрос
Сколько у Вас питомцев (совладение не в счёт)
1. 1 собака
2. 2 собаки
3. 5 собак и более
4. 3 собаки
5. 4 собаки
Всего ответов: 132
Украина онлайн
Главная » Статьи » СТАТЬИ » воспитание и дрессировка

Формирование и наследование полевых качеств собак


 
 Леонид Викторович детально интересовался об испытаниях и состязаниях разных пород собак. Очень заинтересовался количественной оценкой полевых качеств, объективностью судейства, объемом фактического материала и возможностью его использования для изучения формирования полевых качеств собак и их наследования.  Рекомендовал  поработать над этой темой. Выслушав  ссылки многих на занятость (работа, учеба, семья с двумя детьми), добавил: «Вставайте на час раньше».


ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ СОБАК
В течение жизни собаки ее полевые качества проходят три периода: обучения, стабилизации и угасания. Эти периоды изучались. Использовались отчеты судей, каталоги выставок, опрос и анкетирование владельцев собак, наблюдения. 
Вначале искал ответы на два вопроса: сколько встреч с дичью необходимо собаке, чтобы ее полевые качества проявились полностью? в каком возрасте заканчивается период обучения и начинается период стабилизации?
Весь фактический материал собран на собаках, имеющих не менее трех дипломов по рабочим качествам. Возраст, в котором собака получала высший диплом, определялся как окончание периода ее обучения. Например, собака поочередно получила дипломы 3, 2 и 1 степени. Возраст, в котором получен диплом 1 степени, считался концом периода обучения. Собака вначале получила диплом 1 степени, а позже два диплома 2 степени. В данном случае период обучения считался оконченным по дате получения первого диплома. Собака имеет три диплома 2 степени. Дата получения первого диплома принималась как окончание периода обучения. 
Через опрос и анкетирование владельцев собак выяснял примерное количество встреч дидьчью и птицей(смотря на чём собака специализировалась) за весь период обучения (данные по 80 собакам). 
И по возрасту, и по количеству встреч , необходимых для обучения, обнаружился большой разброс: по возрасту – от 1,5 до 6 лет (среднее 3,5 года, что совпадает с возрастом физиологической зрелости), по встречам с дичью – от 30 до 250 (среднее 120). В пределах указанного возраста находятся и собаки других пород, ставшие впервые чемпионами полевых состязаний, период обучения которых можно считать оконченным.
Они не выявили различий между кобелями и суками ни по встречам , ни по времени периода обучения, ни по степени получаемых дипломов. 
На охотах с лайками определяли количество встреч с норками и куницами в период обучения. Собаки начинали стабильно работать после 3–10 встреч с норками и 5–15 – с куницами. 
Период угасания полевых качеств происходит по мере старения собаки. Его начало улавливается по снижению качества работы и нарастанию ошибочных работ. Период угасания также имеет широкий диапазон по возрасту (примерно с 8 до 15 лет). Профессор В.С. Смирнов, определявший возраст волков по тысячам черепов, при встречах постоянно задавал мне вопрос-загадку: почему волки 
8-летнего возраста исчезают из популяции в два раза быстрей, чем это ожидалось математически? Возможно, ответ скрывается именно за началом периода угасания волков в этом возрасте. 

НАСЛЕДОВАНИЕ ПОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ СОБАК
Данные по наследованию полевых качеств собраны по собакам возраста не менее 6 лет с указанием их высшего диплома. (Для получения большего фактического материала сегодня я бы собирал данные по собакам от 4 лет.) 
Классик охотничьей литературы А.А. Черкасов в написанных более 100 лет назад «Записках охотника Восточной Сибири» удивительно верно для своего времени «уловил своею наблюдательностью» общий характер наследования охотничьих качеств собак и решающую роль наследственности в их становлении. «Здесь эти собаки ведутся как-то родом, или домами, т.е. от хороших промышленных собак обыкновенно и родятся годные к охоте собаки, и наоборот. Так что редко от простой дворовой суки или кобеля родятся промышленные дети; конечно, нет правил без исключения и в этом случае». 
Л.В. Крушинский (1960) приходит к выводу: «...несмотря на огромное значение внешних факторов в формировании поведения все же врожденный, безусловно рефлекторный фонд поведения является той базой, на которой под влиянием внешних воздействий формируется поведение животного».
Мои данные подтверждают и детализируют выводы этих авторов (См. табл. 1).

  
Таблица 1. Наследование рабочих качеств

дипломы                        Распределение потомков по рабочим качествам

родителей                                    (обладание  дипломами)  

 -------------------------------------------------------------------------------------------------------                                                                                  

                    I               II              %              III                 Без диплома            %


I x I              6                9                97             4                         -                     12

I x II             4                26              95            15                      6                       14

I x III            4                5                84            9                        1                      25

II x II            7                14              26            11                      2                       83

II x III           4                12              74            15                      3                       35

По десяти породам собраны данные о происхождении 180 собак, имевших дипломы 1 степени. 70% из них рождены от вязок, в которых оба или один родитель имели дипломы 1 степени. (Количество перводипломников среди собак в возрасте от 3 до 10 лет по породам колеблется от 5 до 15%.) Остальные 30% перводипломников произошли от собак с дипломами 2 и 3 степени, но которые в свою очередь родились от вязок с участием перводипломников. 
Для прогнозирования полевых качеств при составлении плана вязок и выборе щенка важно как можно полнее иметь представление об этих качествах у шести предков. Посмотрите, как отличаются дипломы потомков в двух пометах у лаек в последовательности:


Деды                     Бабки                    Родители                    Потомки


2–2                          2–2                         2–3                            2–2–3–3–3
2–2                          1–3                         1–1                             1–1–2–2     


В таблице 1 можно выделилить два сектора. В первый войдут отлично и хорошо работающие собаки, во второй – посредственно. Учет дневной и сезонной добычи у них показал, что собаки с дипломами 1 степени превосходят хороших полевиков в 2–3, а посредственных – в 4–5 раз. Есть и еще один важнейщий показатель: эстетическое впечатление от работы собаки. Собаки из второго сектора здесь много проигрывают собакам из первого. 
Один интересный момент в работе я не могу объяснить. Процент отлично и хорошо работающих собак снижался из поколения в поколение (См. табл. 2).


Таблица 2. Распределение поколений собак по обладанию дипломами

Степень диплома 
Деды, бабки 
Родители 
Потомки

1                            143                    83                     17       

2                            220                    89                     44

3                             78                     53                     49

б/д                          15                     3                        4
 
 
Вероятно, здесь какая-то методическая ошибка. Однако в книге Н.А. Ильина «Генетика собак» (1932) есть небольшое замечание о некотором доминировании «лабильных свойств» в наследовании поведения у собак. У меня есть лишь подозрение, что в наследовании полевых качеств небольшое преобладание имеют собаки с худшими качествами. 
 Из того, что сделано, можно утверждать: потолок полевых качеств собак определен наследственностью и в подавляющем большинстве двумя поколениями предков, что позволяет племенным секторам при составлении плана вязок прогнозировать полевые качества потомства.

Виктор БОЛОГОВ,
биолог-охотовед

Категория: воспитание и дрессировка | Добавил: Олег (18.11.2008)
Просмотров: 1042
Всего комментариев: 0
Поиск
Интересные ссылки

 

Статистика
Copyright MyCorp © 2020